Прямой договор по 44-ФЗ

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Закупка у единственного поставщика — один из способов определения поставщика, который позволяет приобрести товары у известного заказчику продавца без конкурентных торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика и разберем актуальные примеры.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. 

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. 

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Прямой договор по 44-ФЗ

Что такое прямой договор по 44-ФЗ? Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ? Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч? Как заключать прямой договора по 44-ФЗ: порядок и нюансы? Что изменится в 44-ФЗ в 2022 году?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое прямой договор по 44-ФЗ
  • Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ
  • Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч
  • Как заключать прямой договора по 44-ФЗ: порядок и нюансы
  • Что изменится в 44-ФЗ в 2022 году

Для участвующих в закупках людей может быть актуален вопрос, что такое прямой договор по 44-ФЗ. Данное соглашение заключается с единственным поставщиком, что позволяет исключить проведение определённых процедур.

Но в каких ситуациях возможно заключение прямого договора, какие нюансы при этом следует обязательно учесть, плюс какие нововведения ожидаются в 2022-м году? Ответы на все эти вопросы вы найдёте в нашей статье.

Что такое прямой договор по 44-ФЗ

Вначале разберемся с тем, что означает прямой договор по 44-ФЗ и до какой суммы его можно заключать. Этот термин применяется к контракту, который заказчик подписывает с единственным поставщиком при небольших объемах закупки. С 1 июля 2022 года в ст. 93 закона 44-ФЗ были внесены изменения, касающиеся суммы прямого договора (Федеральный закон от 01.05.2022 № 71-ФЗ).

Раньше прямой договор можно было заключить на поставку товаров и услуг в пределах 100 тыс. руб., теперь же эта сумма выросла до 300 тыс. руб. Изменения закона не коснулись остальных ограничений, общий объем малых закупок в течение года да по-прежнему должен находиться в пределах 2 млн руб. или не превышать 5 % от совокупного объема и 50 млн руб. Лимиты при этом также не распространяются на закупки, которые идут на нужды администраций населенных пунктов сельского типа.

Одной из сторон экономической деятельности предприятий является ежедневное совершение различных сделок. Часть из них оформляется прямыми договорами между заказчиком и непосредственным исполнителем. Заказчик имеет право заключить прямой договор на монтаж оборудования либо с подрядной организацией, либо с производителем этого оборудования, не подключая к сделке генподрядчика.

Также заказчик может сам определить подрядную организацию и заключить с ней прямой договор на возведение объектов специального назначения или выполнение особых работ. В этом случае потребуется согласовать данную сделку с генподрядчиком. Такие взаимоотношения сторон являются закупкой по прямому договору по 44-ФЗ (ст. 93), то есть сделка совершается с единственным поставщиком, конкурсная процедура выбора подрядчика не проводится.

Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ

Предприятия могут вести свою деятельность не только в пределах России, но и иметь зарубежных партнеров, закупки у которых осуществляются также на конкурсной основе либо по прямым договорам. Контрагенты при этом заключают контракт ВЭД (внешней экономической деятельности). Российская фирма-импортер закупает товар у зарубежного производителя, следовательно, данная сделка подпадает под нормы таможенного законодательства, а не контрактного.

Статья 93 44-ФЗ устанавливает следующие условия для прямых закупок у единственного поставщика:

  • до 300 000 рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • до 600 000 рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Эти ограничения по лимиту прямых договоров по 44-ФЗ введены с лета 2022 года. По первому пункту до 01.07.2022 было 100 000 руб., а по второму до 31.07.2022 – 400 000 руб.

Если заключается прямой договор с единственным поставщиком, то у заказчика нет необходимости обосновывать целесообразность выбора исполнителя, цены и прочих значимых положений договора. Также нет необходимости размещать сведения о прямых закупках в ЕИС. Необходимо только составлять план график, в который вносится информация по общему объему закупок, дифференцированная по существенным условиям договора, в том числе по прямым поставкам. Для того чтобы удобнее было составлять финансовые отчеты, целесообразно вести отдельный реестр прямых контрактов.

Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч

В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ приводится перечень организаций, для которых установлена максимальная сумма прямого договора по 44-ФЗ в 400 тыс. руб.:

  • федеральные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением объектов культурного наследия;
  • зоопарки;
  • планетарии;
  • парки отдыха;
  • цирки;
  • музеи;
  • библиотеки и архивы;
  • научные организации;
  • организации для сирот;
  • физкультурно-спортивные организации и др.

Кроме того, закон вводит дополнительные ограничения на подобные прямые закупки: их общий объем должен быть не более 50 % от годовой суммы закупок или не выше 20 млн руб.

Как заключать прямой договор по 44-ФЗ: порядок и нюансы

Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2022 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.

Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:

  1. Руководство издает приказ, в котором содержится решение об осуществлении прямой закупки.
  2. Отдел, ответственный за контрактную работу, проводит расчеты по цене, составляет ее обоснование и разрабатывает проект договора.
  3. Предприятие выбирает поставщика, после чего отправляет ему документацию, содержащую условия сделки, и предложение о заключении прямого контракта.
  4. Потенциальному подрядчику (поставщику) направляется проект договора.
  5. Стороны подписывают прямой договор. Если его условиями предусмотрено обеспечение исполнения контракта, исполнитель должен внести необходимую сумму.

Что изменится в 44-ФЗ в 2022 году

1. С января 2022 года вступают в силу изменения в 44-ФЗ. В таблице ниже приводится перечень новых норм с комментариями.

Дата вступления изменений в силу

Суть изменений

Нормативный акт

01.01.2022

Для всех закупок (в том числе прямых) обязательно нужно указать страну происхождения товара.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2022

01.01.2022

В течение 2022 г. и планового периода 2022-2022 гг. при исполнении федерального бюджета будет уменьшаться сумма субсидий для регионов. При этом субсидия сокращается в зависимости от полученной регионами экономии при заключении контрактов за счет федеральной субсидии.

Регионы должны ежеквартально (или чаще) передавать в Минфин отчеты по этой деятельности. Сэкономленные средства будут направляться в резервный фонд правительства, из которого в дальнейшем планируется финансировать ряд региональных программ.

Фактически, если при заключении контракта исполнители предложат цену поставки ниже НМЦК, то именно на эту разницу регионы будут получать меньшую субсидию.

Постановление Правительства № 2022 от 24.12.2022

01.01.2022

Начинает работу ГИС «Независимый регистратор». Ранее ее ввод в действие планировался с 01.10.2022, но этого не произошло. Система отслеживает все действия и бездействие участников контрактной системы в ЕИС.

Федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2022

01.01.2022

Изменилось содержание перечня ЖНВЛП и дорогостоящих лекарств.

Распоряжение правительства № 2406-р 12.10.2022

01.01.2022

Электронные площадки будут предоставлять заказчикам не только сведения о регистрации потенциальных поставщиков, но и о фактах их привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях за получение незаконного вознаграждения.

Новые положения 44-ФЗ дают возможность заказчикам проверить добропорядочность потенциальных подрядчиков в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 44 ФЗ.

Постановление правительства № 917 от 18.07.2022

01.01.2022

Общественное обсуждение закупок будет проводиться по новым правилам.

Постановление правительства № 2022 от 05.11.2022

01.01.2022

Указывать страну – производителя товара необходимо также и в реестре контрактов.

Постановление правительства № 2022 от 11.12.2022

01.01.2022

Юридические лица могут делать закупки по 223-ФЗ у предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) в размере не менее 20 % от общего объема в год. А доля стоимости договоров с СМСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, вырастет до 18 %.

Постановление правительства № 2022 от 01.08.2022

01.01.2022

Нормы 223-ФЗ предусматривают уменьшение срока, в течение которого заказчики должны рассчитаться со своими поставщиками по выполненным договорам. Теперь на это отводится не более 15 рабочих дней.

Постановление правительства № 2022 от 18.09.2022

04.01.2022

Если предметом поставки являются лекарства, то начальная (максимальная) цена контракта определяется по новым условиям.

Приказ Минздрава № 871н от 26.10.2022 утратит силу.

Приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2022

05.01.2022

В реестр договоров необходимо вносить следующую информацию:

1.       Конкретный признак, на основании которого заказчик попадает под перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если такой есть).

2.       Календарное число, с которого юридическое лицо числится в реестре МСП (для субъектов МСП). Для получения этих сведений достаточно указать ИНН и КПП предприятия, и информация подтянется из реестра МСП автоматически.

Если договор предусматривает несколько исполнителей или субподрядчиков, то в реестр вносятся сведения по каждому из них.

Приказ Минфина № 92н от 10.06.2022

06.01.2022

При закупке лекарственных средств или ветеринарных препаратов контракт в обязательном порядке должен содержать типовые положения.

Приказ Минсельхоза России № 501 от 26.08.2022.

08.01.2022

В дополнение к положениям Постановления Правительства № 2022 от 28.11.2013 вводится норма, допускающая при закупках новых машин и оборудования возможность заключать контракт жизненного цикла.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2022

2. Нововведения в закон о контрактной системе с апреля 2022 г

Федеральный закон от 01.05.2022 № 71-ФЗ с 1 апреля 2022 года вводит в 44-ФЗ новые правила, по которым будет проводиться контроль за процедурами закупок.

  • Функции контроля возлагаются на Единую информационную систему в части правильного использования информационных кодов закупки (ИКЗ). ЕИС также будет контролировать, чтобы сумма обеспечения контрактов не превышала заявленную в документации – планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов.
  • Вся вышеуказанная информация, аккумулированная в ЕИС, будет передаваться на рассмотрение вновь созданному органу контроля, в качестве которого Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти. Предметом контроля будет правильность применения ИКЗ и недопущение превышения сумм финансового обеспечения. То есть объём финансового обеспечения, указанный в извещениях, не должен быть больше того, который отмечен в планах-графиках.

Следующие этапы контроля – отсутствие превышения данных сумм в протоколах по отношению к извещениям, в проектах контрактов по сравнению с условиями протоколов. Порядок контрольных мероприятий также будет устанавливаться Правительством РФ.

3. Нововведения в закон о контрактной системе с июня 2022 года

Новые положения 44-ФЗ с 01.07.2022 приведены в таблице ниже.

Суть изменений

Нормативно-правовой акт

Нюансы

Процедура электронного запроса котировок подвергнется большим изменениям:

— Процедура возможна при НМЦК не более 3 млн рублей.

— Отменяется максимальная планка в 100 млн рублей.

— Предельный срок подачи заявки сокращается до 4 рабочих дней начиная со следующего после публикации извещения дня.

— Опубликованные извещения нельзя корректировать, но отменить закупку можно не менее чем за час до окончания приема заявок.

— Участник конкурса по требованию заказчика должен предоставить документы, помимо декларации, доказывающие, что он вправе быть поставщиком или подрядчиком (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).

— Заказчик не должен требовать от участника предоставления документов, которые производитель передает вместе с продукцией.

— Потенциальный поставщик должен предъявить решение об одобрении крупной сделки, если для него такой сделкой является не только сама сумма договора, но и обеспечение его исполнения.

— По результатам процедуры оформляется только итоговый протокол. Его содержание остается таким же, как и до нововведений. Обязательно указываются данные об увеличении цены из-за предоставления преимуществ организациям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, а также отмечается факт признания процедуры запроса котировок несостоявшейся.

— Рассматривать заявки с целью их ранжирования и присваивать порядковые номера с учетом роста цены предложения участников будет закупочная комиссия. По старым правилам эта функция возлагалась на электронную площадку. Результаты ранжирования включаются в итоговый протокол.

— После того как в ЕИС опубликован итоговый протокол, заказчик обязан в течение 3 часов разместить проект контракта в ЕИС и на электронной площадке.

Затем в течение одного рабочего дня победитель должен подписать договор и опубликовать его. Заказчику после этого дается еще один рабочий день на то, чтобы самому подписать контракт. Таким образом, окончательная процедура заключения договора не может занимать менее 2 дней после публикации извещения в ЕИС.

— Протокол разногласий будет упразднен.

— Если на конкурс будет подана единственная заявка или только одна заявка допущена, то можно будет заключать прямой контракт с этим единственным участником без необходимости продлевать процедуру и принимать дополнительные заявки.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2022

Если договор заключается с единственным поставщиком следствие того, что конкурсная процедура не состоялась, корректируются правила согласования с ФАС этих сделок.

Установлен лимит для малых закупок в форме электронных процедур в размере 3 млн руб.

Вот пошаговая инструкция, как они будут проходить:

Шаг 1. Потенциальный поставщик размещает на электронной площадке свою заявку на участие в закупке. В ней должно содержаться:

— название и характеристики товара;

— товарный знак, если имеется;

— страна – производитель товара;

— при применении правил национального режима документальное подтверждение страны происхождения товара (оригинал или копия);

— стоимость одной единицы продукции;

— максимальный объем поставки;

— период актуальности предложения (максимально 1 месяц с даты подачи заявки);

— информация о заявителе;

— документы, подтверждающие, что заявитель соответствует требованиям закона о контрактной системе;

— декларация, подтверждающая соответствие участника требованиям 44-ФЗ;

— решение об одобрении крупной сделки.

Шаг 2.

Заказчик размещает в ЕИС извещение, в котором приводится цена договора и ее обоснование. Далее в течение одного часа оператор электронной площадки рассматривает поступившие предложения и отбирает 5 из них, которые не противоречат установленным заказчиком требованиям и содержат минимальную цену за единицу товара.

Если на конкурс поступает менее 2 заявок, оператор площадки обязан проинформировать об этом заказчика и опубликовать извещение о признании конкурса несостоявшимся. При этом поступившая заявка заказчику не передается.

Шаг 3. Заказчику дается один рабочий день для рассмотрения заявок, отобранных оператором площадки. По результатам этой процедуры формируется и публикуется на электронной площадке итоговый протокол. В нем необходимо указать решение по каждой заявке, в том числе причины их отклонения.

Шаг 4. Стороны подписывают договор, используя упрощенную процедуру, принятую при проведении нового запроса котировок в электронной форме.

С 01.01.2022 процедуры электронных малых закупок будут отражаться в ЕИС.

Прямой договор заключение по 44 ФЗ 2022 г.

1. Заключение прямых договоров

Ежедневно многие закупщики проводят заключение разного вида сделок, в основном которые находятся в рамках экономической деятельности. Прямой договор может быть заключен между заказчиком и подрядной компанией.

В права заказчика входят обязанности по заключению прямых договоров по работе связанной с монтажом оборудования, не взаимодействуя при этом с генподрядчиком, а напрямую с производителем оборудования или с подрядной организацией

С получения разрешения от генподрядчика заказчик может осуществлять заключение прямого договора для строительства объектов, которые имеют специальное назначение или на исполнение особых видов работ вместе со специализированной подрядной компанией.

Прямые закупки представляют собой заказ у единственного поставщика без организации и осуществления процедуры конкурса. Данная процедура полностью регламентирована ст 93 44 ФЗ. Наш «Центр» предоставляет услугу по комплексному сопровождению при участии в закупках на всех этапах.

При осуществлении малых закупок не требуется наличие обоснованности других способов выбора поставщика и цены контракта. Кроме того не является обязательным условием размещение на сайте ЕИС данной госзакупки.

Но все же заказчику лучше будет вносить сведения в журнал регистрации формы прямых договоров и иметь при себе всю необходимую документацию, которая может пригодиться, когда наступит момент подведения итогов финансового года. Также необходимо будет составить отчет и опубликовать его на сайте ЕИС.

2. Решение о прямых контрактах

Переход на прямые договора, сумма которых составляет не более 100 млн руб заключаются, при условии того, что сумма объема закупок за год не будет больше 2 млн руб или не превышать 5 процентов от СГОЗ и иметь размер не больше 50 млн руб.

Но имеющиеся ограничения годового объема не будут иметь значения для закупок, которые осуществляются заказчиками для обеспечения муниципальных потребностей сельских поселений. Контракт на сумму не более 100 тыс руб заключается при наличии в нем основания для совершения госзаказчиком заказа, при этом он должен соответствовать п 4 ч 1 ст 93 44 ФЗ

Госзакупки, сумма которых не будет превышать 400 тыс руб проводят заказчики, выступающие в качестве гос и муниципальных учреждений культуры, работа которых заключается в сохранности и популяризации объектов наследия культуры и иные учреждения, которые указаны в п 5 ч 1 ст 93.

3. Прямые договора порядок заключения с поставщиком

Прямые договора с поставщиком могут быть заключены между заказчиком и подрядчиком в течение 2 месяцев с момента утверждения Государственного плана развития народного хозяйства. Подрядчик занимается формированием проекта договора и всех требующихся к нему приложений. Если подрядчик самостоятельно не может справиться с данными обязанностями, тогда он может привлечь субподрядные организации, чтобы последние смогли помочь в составлении одной из частей договора, которая будет касаться их деятельности. Более подробно о том как происходит заключение договора по 223 ФЗ смотрите в этой статье.

В течение 15 дней после того как произойдет утверждение народнохозяйственного плана заказчик должен направить подрядчику ряд следующих документов:

  • титульный перечень капитального строительства;
  • технический проект со всеми материалами, которые прописаны в инструкции по созданию технической документации, акт об отводе земельного участка и др.

За один день после того как будет получена вся необходимая документация подрядчик обязан рассмотреть все материалы и представить заказчику проект договора.

4. Видео-инструкция контракт по 44 ФЗ: обязательные условия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: