Правила постоянной регистрации: нормативное регулирование и порядок осуществления

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ

Основные нормативно — правовые акты регулирующие правила регистрации граждан РФ

Документы на которые необходимо ссылаться при оформлении постоянной и временной регистрации граждан РФ

Представим наиболее значимые документы которые описывают правила регистрации граждан РФ и которым обязаны следовать сотрудники ФМС и других ответственных структур, работающих с населением по приёму документов.

Законодательство по прописке и регистрации граждан РФ

Задайте свой вопрос:

ПОЖАЛУЙСТА! Если Вас интересует вопрос по другой теме, воспользуйтесь поиском подходящей страницы для вашего вопроса, это очень просто!

ПОЖАЛУЙСТА! Если Вас интересует вопрос по другой теме, воспользуйтесь поиском подходящей страницы для вашего вопроса, это очень просто!

Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В базе данных содержится следующая информация:

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

дата и место рождения;

пол;

адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания);

данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано);

реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) — при снятии с регистрационного учета умершего;

наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, — при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением;

страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правовая основа регистрационного учета граждан РФ по месту жительства и месту пребывания

Регистрационный учет граждан РФ по месту жительства и месту пребывания регулируется следующими нормативно правовыми документами:

  • статья 27 Конституции РФ;

  • Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 27.12.2022) и

  • Постановление Правительства РФ от 17 июля 2022 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 25 мая 2022 г.).

В соответствии с указанными нормативно правовыми документами регистрационный учет граждан РФ осуществляется в пределах Российской Федерации:

  • по месту пребывания и

  • по месту жительства.

Регистрационный учет граждан РФ по месту жительства и месту пребывания устанавливается в целях:

  • обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод,

  • а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются:

  • территориальные органы МВД России.

Регистрация граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Место пребывания граждан РФ

Местом пребывания граждан РФ является:

  • место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ,

  • либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Место жительства граждан РФ

Местом жительства граждан РФ является:

  • жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение,

  • в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и

  • в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Местом жительства гражданина РФ, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством РФ:

  • может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания или месту жительства в пределах РФ

Граждане РФ, прибывшие для временного проживания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, или изменившие место жительства, обязаны:

  • обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ;

  • также граждане вправе направить заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства в орган регистрационного учета в форме электронного документа через Единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг или по почте (только для регистрации по месту пребывания).

Регистрация граждан РФ по месту пребывания

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Граждане РФ, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;

  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации граждан РФ по месту пребывания на основании:

  • договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством РФ, или

  • свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение

гражданин вправе:

  • не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты;

  • в таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о таких документах и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.

Органы регистрационного учета:

  • регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и

  • выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина:

  • свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Также гражданин может:

  • уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет,

  • включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан РФ по месту жительства

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан:

  • не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

    • документ, удостоверяющий личность;

    • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

    • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Гражданин РФ вправе:

  • не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение:

    • договор социального найма,

    • договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда,

    • прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом,

    • свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ,

  • если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ и производит регистрацию гражданина по месту жительства.

Выводы:

  1. Гражданин РФ имеет установленное Конституцией РФ право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение этого права граждан допускается только на основании закона. Государство проводит регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

  2. Для иностранных граждан и лиц без гражданства установлены специальные правила регистрационного (миграционного) учета.

  3. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Однако регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

  4. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства производится бесплатно.

  5. Отметки о регистрации производятся в паспорте гражданина РФ.

  6. Детям до 14 лет выдается свидетельство о регистрации по месту жительства по форме № 8.

  7. При регистрации граждан по месту пребывания выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания по форме № 3.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА И МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ

Правила постоянной регистрации: нормативное регулирование и порядок осуществления

Регистрация по месту жительства: можно ли зарегистрироваться без права проживания, какие нормативные акты необходимо изучить, какую ответственность придется нести и как составить иск о регистрации.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Нормы права

Регистрация (прописка) по месту постоянного жительства является необходимой мерой для государства, позволяющей вести миграционный учет населения.

Все вопросы, связанные с осуществлением постановки на учет для регистрации по месту постоянного жительства, на сегодняшний день регулируются достаточно объемным перечнем нормативных документов. Они носят характер законов и подчиненных им актов:

  • Конституция Российской Федерации (как основной закон государства осуществляет регулирование вопросов, связанных с реализацией права на проживание человека на территории России);
  • Жилищный Кодекс РФ (говорит о необходимости ведения регистрационного учета граждан государства и его гостей для обеспечения им максимально комфортных условий существования);
  • Закон РФ №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и регистрации на территории Российской Федерации» (в части регламентации порядка реализации такого права);
  • Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В части регулирования постановки на регистрационный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, между которыми в данном нормативном акте нет различий;
  • Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 в ред. от 25.05.2022 гг. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Осуществляет непосредственное регулирование вопросов, связанных с постановкой на учет по регистрации или снятия с такого учета конкретно для граждан РФ.

Кроме того, регулирование данного вопроса осуществляется также и смежными законами и подзаконными актами.

В их компетенцию входит рассмотрение вопросов, связанных с реализацией тех или иных гражданских прав, если такие права могут быть осуществлены только при обладании регистрацией по месту жительства.

Какие права и обязанности дает постоянная регистрация?

Лицо, получившее постоянную прописку, автоматически наделяется целой группой прав и обязанностей, которые позволяют реализоваться ему как гражданину на территории России.

Кроме этого использовать те гражданские возможности, которые государство предоставляет для нормального существования лицам без гражданства и иностранным подданным.

К основным правам, которые получает человек при оформлении постоянной регистрации, относятся:

  • Право на высказывание своего мнения по вопросу прописки в помещение другого человека, если только он не является собственником помещения или близким родственником такого владельца;
  • Право на реализацию всех необходимых и положенных государством привилегий, например, на медицинское обслуживание (в том числе, и с использованием медицинского полиса, использование дошкольных и иных образовательных учреждений для получения ребенком качественного образования;
  • Возможность постановки на регистрационный учет своего ребенка совместно с собой;
  • Возможность получения документов о создании своего собственного пенсионного страхового счета (о чем свидетельствует получение СНИЛС);
  • Если дом или квартира, в которой оформлена постоянная прописка, относится к муниципальной собственности, при осуществлении процедуры приватизации лицо, имеющее постоянную прописку, может претендовать на долю в таком имуществе по результатам проведенной процедуры;
  • Если недвижимость отчуждается третьему лицу, человек, имеющий постоянную прописку в таком объекте недвижимости, может отстаивать свои интересы на сохранение для него регистрации (например, если получить ее еще где-то он не может).

Обязанности

Что касается обязанностей, которые возникают при наличии у человека постоянной регистрации, то их перечень выглядит следующим образом:

  • Помещение, в котором лицо получило постоянную прописку и в котором оно постоянно проживает, должно содержаться усилиями такого лица в надлежащем состоянии для проживания.
  • Внесение каких-то конструктивных изменений возможно только по согласованию с собственником такого помещения и Жилищной инспекцией после проведения ряда согласований.
  • Соблюдать правила пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности для обеспечения соответствующего нормам качества проживания не только лиц, использующих конкретное помещение, но и для соседей.
  • Осуществлять своевременную оплату всех коммунальных платежей. Кроме этого и всех платежей и сборов, целью которых является обеспечение качественного уровня проживания лиц как в данном помещении, так и в соседних.
  • При возникновении каких-либо нарушений относительно эксплуатации помещения или в его техническом и конструкционном состоянии незамедлительно сообщать о таких обнаружениях владельцу помещения.

Прописка без права проживания: что это и возможно ли?

Постановка на регистрационный учет, независимо от того, носит он временный или постоянный характер, в соответствии с положениями действующего законодательства подразумевает возможность использования того помещения, в котором такая регистрация была осуществлена.

В связи с этим, понятия регистрации без права проживания на сегодняшний день в действующем законодательстве нет ни в одном из видов такой регистрации.

Однако на сегодняшний день, когда достаточно широко распространилась прописка за деньги (что подпадает под действие Уголовного Кодекса как один из видов мошенничества).

В связи с этим появилось большое количество случаев заключения договоров, по которым получивший регистрацию человек (как правило, иностранный подданый или лицо без гражданства) не имеет права проживания на территории, на которой он получил прописку.

Для таких граждан регистрация делается во временном формате. Однако данная оговорка о невозможности реализации права на проживание является незаконной и влечет за собой наступление уголовной ответственности для лиц, составивших такой договор.

Ответственность за отсутствие регистрации

Действующее законодательство в сфере миграционного и регистрационного учета граждан России, иностранных подданных и апатридов (лиц без гражданства) подразумевает обязательное наличие постоянной или временной прописки.

Отсутствие таковой подразумевает назначение наказания.

Ответственность за отсутствие регистрации будет носить два вида: административная и уголовная.

Административная ответственность назначается в том случае, если у человека отсутствует регистрация (постоянная или временная). Она выражается в виде штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей. Если штраф назначается в Москве или Санкт-Петербурге, то диапазон суммы изменяется от трех до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность назначается за предоставление фиктивной регистрации и может караться штрафом до пятисот тысяч рублей либо арестом заработка нарушителя на срок до трех лет.

Однако данный вид ответственности назначается, в основном, для лиц, которые делают фиктивную регистрацию иностранным гражданам или лицам без гражданства.

Тем, кто такую регистрацию предоставляет, наказание может быть назначено в виде принудительных работ с ограничением возможности занимать определенные должности, либо в виде лишения свободы.

По ссылке подробно описана процедура купли-продажи дачных участков в СНТ.

И чего состоит кадастровый номер земельного участка и как он расшифровывается? Подробное объяснение есть здесь.

Кто проводит межевание участка? Узнайте об этом в нашей статье.

Исковое заявление о получении прописки

Если в получении регистрации уполномоченные органы отказали, не имея на то должного права, получить прописку можно путем обращения в судебные инстанции.

Это же можно сделать если собственник помещения немотивированно отказывает в разрешении на регистрацию.

Для этого необходимо правильно оформить и подать исковое заявление.

Иск о получении регистрации является основанием для начала судебного производства по возникшему спору.

Данный документ должен содержать следующие разделы:

  • Наименование судебного органа, в который направляется заявление (с указанием точного адреса);
  • Сведения обо всех ответчиках, привлеченных к делу;
  • Данные об истце (или истцах), а также об их представителях (если таковые участвуют в деле), а также о доверительных документах, на основе которых представление интересов осуществляется;
  • Описание сути иска (указание обстоятельств, которые требуют разрешения в судебном процессе);
  • Разъяснение обстоятельств, предшествовавших возникновению спора;
  • Собственно исковые требования (о необходимости отменить действие решения об отказе в регистрации, возмещении понесенного морального и материального ущерба и т.д.);
  • Перечень приложений к заявлению.

Данный документ вместе с указанными в нем приложениями направляется в необходимую судебную инстанцию, где происходит его рассмотрение.

Кроме экземпляра для суда необходимо подготовить и копии дел в количестве экземпляров, равном количеству сторон, участвующих в процессе (истцов и ответчиков).

Заключение

Постоянная или временная регистрация по месту жительства или пребывания является обязательным условием проживания человека на территории Российской Федерации. Она дает возможность пользоваться всеми необходимыми социальными и экономическими правами и накладывает определенные обязанности. Они направлены на поддержание места регистрации в должном состоянии.

В том случае, если в предоставлении регистрации по каким-то причинам либо соответствующие органы, либо собственник помещения отказывает, можно обратиться в суд с иском о регистрации в конкретном помещении.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Основные правила проведения регистрации граждан по месту жительства: порядок и актуальные законодательные нормы

Согласно конституционным нормам, за каждым гражданином РФ закреплено право на свободное перемещение и самостоятельный выбор места проживания в пределах государственных границ. В то же время на законодательном уровне разработан и внедрен в действие строгий регламент реализации регистрационного учета россиян. Рассмотрим основополагающие правила процедуры регистрации по месту проживания человека в соответствии с актуальным на 2022 год законодательным порядком.

Правовое регулирование вопросов регистрации россиян по месту жительства

Законодательную базу вопросов осуществления регистрационного учета граждан РФ составляют такие нормативные документы:

  • статья 27 Конституции РФ;
  • Закон “О праве на свободу передвижения, выбор места проживания и пребывания в пределах РФ” (ФЗ № 5242-1-ФЗ от 25 июня 2022 года);
  • Закон “Об изменениях в законодательных актах” (ФЗ № 376-ФЗ от 21 декабря 2022 года);
  • Правила регистрации граждан и снятия их с регистрационного учета (Постановление Правительства РФ № 713 от 17 июля 2022 года);
  • административный регламент регистрационного учета граждан по месту пребывания и проживания в пределах РФ (Приказ МВД РФ № 984 от 31 декабря 2022 года);
  • статья 70 Жилищного кодекса РФ;
  • статья 19.15 КоАП РФ.

Основные правила

Согласно актуальным на 2022 год законодательным нормам, местом жительства человека может стать любое жилое помещение, которое эксплуатируется им в качестве локации для временного или постоянного нахождения. Такой локацией может быть квартира, отдельный дом, общежитие, интернат, пансионат, гостиница и прочие пригодные для жилья объекты недвижимости.

Одно из ключевых условий регистрации места проживания физического лица — наличие у него законодательного основания для использования жилплощади, закрепленного документально: свидетельства о праве собственности, договора аренды, соцнайма, письменного разрешения владельца жилья на прописку и других документов.

7 дней — именно такой срок российский закон отводит гражданам для подачи документов для внесения данных о прописке в информационные базы ГУВМ МВД России — главный орган, ответственный за реализацию и контроль регистрационных действий.

Наличие постоянной прописки у гражданина: основные права и обязанности

Постоянная прописка по адресу проживания — одна из разновидностей регистрации, которая реализуется самим физическим лицом, либо же осуществляется по решению судебного органа, о чем свидетельствует соответствующая отметка в паспорте гражданина. Постоянная регистрация имеет бессрочный характер, однако, может быть изменена в любой момент по заявлению самого гражданина.

Наличие регистрации постоянного типа предоставляет человеку ряд прав:

  • проживать и пользоваться жилищным объектом на законных основаниях;
  • инициировать прописку (временную или постоянную) детей, родителей, супругов;
  • участвовать в принятии решения о прописке иных лиц в квартире, не являющихся родственными лицами владельцу недвижимости;
  • оформлять базовые персональные документы (ИНН, СНИЛС);
  • получать медицинский сервис в поликлиниках или стационарных медучреждениях;
  • получать образование для детей в школах и дошкольных учреждениях;
  • голосовать на выборах.

Вместе с указанными правами, зарегистрированный на постоянной основе гражданин ответственен:

  • за своевременную уплату коммунальных услуг и прочих издержек, которые требуются для содержания жилищного объекта;
  • за поддержание порядка, норм безопасности, а также санитарно-гигиенических норм при эксплуатации жилого помещения;
  • за правомерное использование жилищного объекта иными проживающими здесь лицами.

Что такое “прописка без права проживания”?

Важно понимать тот факт, что понятие “прописки без права на проживание” никак не регламентируется российским законодательством, иными словами, в правовом поле данного термина не существует. Вместе с тем на практике нередки случаи, когда в формате индивидуальных договоренностей владелец квартиры может зарегистрировать на временной или постоянной основе в ней кого угодно и разрешить использовать жилплощадь при определенных условиях, даже если речь о проживании стороннего лица не идет. Де-факто закон не запрещает заключать подобные соглашения, в которых владелец квартиры и проживающее в ней лицо договариваются об условиях ее эксплуатации в индивидуальном порядке, если такие действия находятся в рамках правового поля.

Правовые последствия отсутствия у человека постоянной прописки

Наличие прописки временного или постоянного типа как уведомления о своем нахождении на территории России — обязательно для каждого гражданина. Постоянная прописка не является критичным требованием к гражданину исключительно в том случае, если у него имеется временная регистрация. Аналогичный принцип действует и в случае с временной пропиской. А вот отсутствие любой прописки при выявлении факта проживания человека по какому-либо адресу — это административное нарушение, которое, согласно статье 19.15.1 КоАП РФ, карается финансовыми санкциями в размере от 2 до 3 тыс. рублей (в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — от 3 до 5 тыс. рублей).

Собственник жилья за нелегальное проживание в нем третьего лица может быть обязан к уплате штрафа в диапазоне от 2 до 5 тыс. рублей (от 5 до 7 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге). В разы больше штрафные санкции для юридических лиц — от 250 до 750 тыс. рублей заплатят виновные в данном деянии (от 300 до 800 тыс. рублей — в Москве и Санкт-Петербурге).

Наличие фиктивной прописки у гражданина чревато наступлением для него уголовной ответственности по статье 322 УК РФ — штрафом до 500 тыс. рублей, принудительными работами в течение 36 месяцев и даже лишением свободы на аналогичный срок.

Иск о регистрации по месту жительства: понятие и суть документа

Исковое заявление о прописке по месту жительства является одним из инструментов отстаивания гражданских прав в выборе места проживания, если на запрос о регистрации по месту проживания человек получил необоснованный отказ. В данном случае при наличии законных оснований для регистрации человек может составить и направить в судебный орган исковое заявление о прописке, изложив в нем суть требований, аргументы, а также документальные подтверждения наличия законных прав на постановку на учет по месту жительства.

Иск о регистрации гражданина по месту жительства может быть составлен лицом в произвольной форме с учетом нормативов, изложенных в статье 131 ГПК РФ.

В шапке документа прописывается наименование судебного органа, куда подается обращение, ниже — данные истца и ответчиков (ФИО и контактные данные). В качестве второго ответчика выступает, как правило, территориальный орган ГУ ВМ МВД РФ, ответственный за реализацию процедуры.

Основная часть документа содержит изложение сути ситуации, в зависимости от обстоятельств объясняются ключевые исходные данные (к примеру — родственные связи, ход событий, несогласие на прописку собственников или иных зарегистрированных лиц в квартире). Здесь же истец дает развернутую аргументацию и обоснование права на регистрацию в жилом помещении.

Прошение — содержит конкретные требования истца в содействии в реализации прописки. В данной части даются ссылки на нормативную базу, а также представленные в качестве приложения к заявлению документы.

Перечень документов, обосновывающих право истца на проведение регистрации, определяется конкретной ситуацией, где фигурирует отказ в прописке.

Написанное лично истец визирует своей подписью, указывая дату составления документа. Образец заявления о регистрации по месту проживания, которое подается в суд, можно скачать по ссылке.

Таким образом, российское законодательство предусматривает строгие регулятивные нормы порядка осуществления регистрации граждан по месту проживания в пределах страны. Проживать даже непродолжительное время без временной или постоянной прописки запрещено законом — нарушение правил регистрации влечет за собой административную, а в некоторых случаях даже уголовную ответственность за неправомерные деяния.

Если на запрос регистрации гражданина уполномоченный орган отвечает отказом, лицо может обратиться в судебный орган для защиты своих гражданских прав и быть зарегистрированным на жилплощади по решению суда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: