Особенности миграционной политики в РФ

Реализация миграционного законодательства в России

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда. Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов. Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.

Миграционная политика государства представляет собой комплекс мер, индивидуальный для каждой страны. На территории России миграционная отрасль развивалась длительное время и сейчас находится на стадии совершенствования и модернизации. Во времена СССР жители страны постоянно подвергались ущемлению собственных прав и возможностей. Только после распада Союза россияне смогли легально покидать страну, не боясь репрессий и последствий своих поступков. Наряду с интенсивным оттоком россиян в РФ начался активный наплыв иностранцев из стран, которые в прошлом были советскими республиками. Чтобы оптимизировать поток выезжающих и въезжающих лиц, была сформирована современная миграционная политика России.

Официальной датой, когда сформировалось российское миграционное право, считается день принятия Конституции РФ. Помимо этого документа, власти приняли ряд законов, постановлений, нормативных актов и международных соглашений, которые устанавливают правила и порядок движения мигрантов в стране. Сегодня государственная миграционная политика в РФ основана на свободе передвижения и права выбора места жительства. Контроль в сфере осуществляет Федеральная миграционная служба. Именно эту структуру необходимо уведомлять о выезде и въезде в страну, смене места жительства и регистрации. Как сотрудничать с УФМС, чтобы не нарушить действующее миграционное право, лучше всего узнать у опытного юриста. На нашем сайте эксперты консультируют в режиме онлайн, находя к каждому соискателю индивидуальный подход.

Основные виды миграции в России

Чтобы понять, на чем основана государственная миграционная политика РФ, необходимо разобраться с тем, какие существуют виды миграции, чем они отличаются и как влияют на развитие социально-экономической и демографической отраслей страны. Миграцию населения можно классифицировать согласно:

  • Продолжительности. Люди могут въезжать и выезжать из страны, как на постоянной основе, так и временно с целью вернуться на родину.
  • Причинам переезда. Заставить людей поменять место жительства могут ряд причин, среди которых наиболее распространенными можно назвать экономические (безработица, инфляция), политические, военные, семейные и т. д.
  • Направленности. Миграция может носить внешний характер, когда люди уезжают за пределы родины, а также внутренний. При втором варианте люди меняют место жительства, но не уезжают за рубеж.
  • Организации. Согласно тому, при каких обстоятельствах происходит миграция, ее можно разделить на принудительную, массовую и индивидуальную.

Миграционное право в РФ признает каждый из вышеперечисленных вариантов. Отдельного внимания заслуживает трудовая миграция. Она может относиться к любому виду, но отличается целью переезда. Миграция трудовых ресурсов всегда проводится с целью поиска работы и трудоустройства, получения высокой оплаты труда. В России, согласно действующим миграционным законам, иностранцы могут трудоустроиться при наличии разрешения или патента на работу. Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Таможенный Союз. Им для работы в России не нужно иметь никаких разрешений.

Государственная политика РФ в сфере миграционного права

В 2022 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России. План разработан до 2022 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2022 до 2022 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2022 по 2022 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2022 по 2022 годы).

Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2022 года, являются:

  • решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
  • улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
  • гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
  • сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
  • достижение баланса на рынке труда в России.

На сайте УФМС каждый желающий может получить доступ к полной версии Концепции развития миграционной сферы до 2022 года. Чтобы сэкономить собственное время, можно попросить нашего онлайн-эксперта разъяснить вам основы и направления документа, а также правила его реализации.

Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ. Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2022 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов. Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.

Программа добровольного переселения в РФ

Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами. Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2022 и был рассчитан до 2022 года. За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2022 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.

Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях. Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян. Если соискатель входит в одну из представленных групп, а также знает русский язык, уважает законы РФ и имеет положительную репутацию, его примут в России и предоставят ряд льгот и привилегий.

Чтобы стать участником программы, соискатель обязан обратиться в УФМС или российское дипломатическое представительство за рубежом и представить документы, удостоверяющие личность, и подтверждающие наличие оснований для участия. В течение двух-трех недель сотрудники организации проверят все данные и сведения, после чего предоставят соискателю свидетельство. Именно этот документ даст право претендовать на все льготы и бонусы. Стоит отметить, что государство предоставляет существенную финансовую поддержку переселенным соотечественникам, пособия, подъемные и т. д. Привилегии достанутся только при условии, что человек переселится в приоритетный регион. Список субъектов РФ, доступных для расселения, довольно большой, но не включает перенаселенные регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург.

Основные проблемы

Миграционное право Российской Федерации постоянно совершенствуется, т. к. сегодня в указанной сфере власти РФ сталкиваются с различными проблемами и неприятностями. Одной из распространенных сложностей является внутренняя миграция. Жители дальневосточных и северных регионов переезжают в более развитые города с высоким экономическим уровнем и широкими перспективами. Кроме этого, жители сельской местности не видят преимуществ жизни в деревне и устремляются в города. Уровень урбанизации сегодня превышает все допустимые отметки. Новые законы и правила, разработанная концепция и программа переселения соотечественников призваны урегулировать возникшую проблему и оптимизировать показатели внутреннего расселения.

Второй глобальной проблемой миграционной сферы РФ являются нелегальные мигранты. Нелегалы есть в любой стране, и везде власти стараются искоренить данное явление. Люди из-за рубежа незаконно пересекают границу или въезжают легально, но решают не оформлять свой дальнейший статус в стране. Эти лица создают конкуренцию на рынке труда, т. к. готовы работать за минимальную оплату. Местные жители с высокой квалификацией остаются на улице из-за таких практически бесплатных работников. Нелегалы не платят налоги, но пользуются всеми социальными благами. Что отрицательно сказывается на экономической ситуации в стране.

Чтобы сократить количество незаконных мигрантов, за нарушение миграционного законодательства их ждет крупное административное взыскание. Согласно административному кодексу РФ, сумма штрафа за нарушение миграционного порядка варьируется в зависимости от характера, степени и длительности совершения противоправных действий. Сумма санкций, обычно, составляет около 2000-5000 рублей. Если нарушение совершено повторно, то сумма увеличивается в два раза. При серьезных нарушениях или систематическом пренебрежении российскими законами иностранца ожидает выселение, депортация или выдворение, которое сопровождается ограничением на въезд. Таким лицам будет запрещено въезжать в Россию на протяжении трех, пяти или десяти лет.

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Миграция – естественное проявления мобильности человека, мотивированное его стремлением к улучшению условий своего существования, к более полному и надежному удовлетворению своих потребностей. Согласно П.В. Василенко, «на протяжении полутора столетий миграция населения всегда оставалась в фокусе исследований западных учёных, в результате чего возникло множество теорий. Постоянный интерес к изучению этого явления может говорить о продолжающемся усилении роли миграции в жизни общества» [1, с. 41]. По данным Краткого аналитического отчета о научно-исследовательской работе по теме: «Анализ практик трудовых отношений иностранных граждан (трудовых мигрантов) и их влияния на трансформацию трудовых отношений российских граждан», базирующегося на данных  опроса  «Левада-Центра» (май-июнь 2022 г.) в 22 регионах России, «основные виды занятости мигрантов: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта и бытовых изделий – 33,1%, строительство – 26,8%, коммунальные, социальные и персональные услуги – 17,0%. На иные виды экономической деятельности приходится 23,1% работников-мигрантов. Сферы занятости российских работников, в силу особенностей формирования выборочной совокупности, практически аналогичны: 32,7%, 24,6% и 17,6%, соответственно [2, с. 85].

Какие ожидания движут мигрантами? Какая мотивация заложена в миграционной политике? Предполагается ли социальная поддержка? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти в ходе изучения подходов к исследованию  миграционной политики в экономической, социальной и политической географии.

Экономический география – наиболее универсальный, объединяющий значительное количество теорий на протяжении нескольких столетий (А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс и др.) подход к изучению миграционной политики. Среди российских специалистов, исследовавших миграцию в рамках этого подхода, можно выделить следующих: Л.А. Абалкин, Г.С. Витковская, Ж.А. Зайончковская, Л.Л. Рыбаковский, А.В. Топилин. В рамках данного подхода миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, катализатор перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации, стимулирующий конкуренцию на рынке рабочей силы, способствующий тем самым качественному ее изменению в соответствии с потребностями общества.

Согласно С.Е. Метелёву, «превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения миграционных проблем, однако в ходе поиска учеными путей изменения парадигмы устройства жизнедеятельности отдельных стран и мирового сообщества, отвечающей угрозам и вызовам  постиндустриальной эпохи, в настоящее время сложилась явная недооценка роли миграционных процессов и нелегальной миграции, непосредственно оказывающих огромное воздействие на формирование новых факторов экономического роста» [3, с.3].

В процессе миграции участвуют страны-доноры и страны-рецепторы. Экономическая география изменяет факторную модель. Согласно позиции Т.А. Прудниковой, «миграция населения – сложный процесс, состоящий из множества событий, влекущих за собой смену места жительства» [4, с.7]. При этом важнейшим объектом исследования миграционной политики в социальной географии, с нашей точки зрения, выступает именно международная миграция, так как она  оказывает  непосредственное социально-экономическое и демографическое воздействие на многие регионы и страны.

Международная миграция населения представляет собой территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленным различными факторами (семейными, национальными, политическими и другими). Л.Л. Рыбаковский, В.А. Ионцев, Л.Б. Карачурина предложили определенную классификацию основных видов и форм международной миграции населения [5]. В своих работах они рассматривали следующие миграции: эпизодическую  (или циркуляционную), приграничную (или маятниковую), возвратную (постоянную, сезонную, учебную, нелегальную), вынужденную, пошаговую, безвозвратную (переселенческую, брачную, «утечку умов»), обратную (реэмиграцию, репатриацию). Однако это далеко не весь исчерпывающий перечень видов международной миграция населения для систематизации подходов миграционной политики в социальной географии. В частности, в ХХ веке Эверест Ли выдвинул теорию «притяжения–выталкивания» [6, с.48]. Согласно данной теории, единица анализа миграции — индивид, семья, общественная структура. Теория «притяжения–выталкивания» («pull/push») изучает на микроуровне международную и внутреннюю миграции всех видов.

 Изучение и измерение миграционного опыта, по нашему убеждению, может быть положено в основу прогнозирования миграционной подвижности.  Мы полагаем, что в миграционной политике должна создаваться «миграционная история» единицы миграции по аналогии с «кредитной историей» в банковской сфере. Это позволит прогнозировать миграционную подвижность, потоки которой необходимы для формирования границ и ресурсного обеспечения социальной географии.

С точки зрения Т.Н. Балашовой, «в  последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально-экономическими потрясениями в жизни многих стран мира. Сложность данного явления зачастую приводит к противоречиям между интересами государства (в том числе всего мирового сообщества как глобального механизма социальной организации) и правами отдельной личности, нации, этнической группы» [7, с. 7]. Это объясняется, по мнению большинства ученых, «чрезмерной политизацией и идеологизацией» проблем миграции. Именно в этом и заключается специфика изучения миграционной политики в политической географии.

Несмотря на сложность и противоречивость современной миграционной политики, однозначно можно сказать, что она – необходимая, значимая сфера государственной деятельности, предопределенная взаимосвязью миграционных процессов с потребностями общества в экономике, демографии, геополитике, семейной политике, культуре и науке [8, с. 22].

Заметим, что Россия занимает второе место в мире (после США) по числу мигрантов. На территории страны в настоящее время находятся порядка 11 млн. иностранцев. Из них 5,8 млн. – это лица, пребывающие на территорию РФ с частными целями – учеба, лечение или туризм. Еще 1,9 млн. человек имеют право на осуществление трудовой деятельности, то есть имеют разрешение на работу. За последние четыре года число мигрантов в России увеличилось почти на 40% [9].

Миграционная политика проводится в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.). Миграционная политика любой страны традиционно состоит из трех частей – концепция, задачи, механизмы реализации. Разработана концепция развития миграционной политики и в Российской Федерации до 2022 года. В указанном документе отмечено: «Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения» [10].

Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Применительно к проблеме нашего исследования, миграционная политика с позиций экономической географии определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года, с точки зрения социальной географии – Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2022 года, с ракурса политической географии – Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2022 года.

Актуальность разработанной Концепции для России доказывается следующими фактами. По данным ФМС, за первое полугодие 2022 г. за нарушение миграционного законодательства из страны было выдворено 62,5 тыс. иностранцев. При этом за нарушения российских законов вернуться обратно не могут более 900 тыс. человек. Основным нарушением является превышение срока законного пребывания на территории России (превысили срок пребывания в России в 2022 г. свыше 3 млн. иностранцев) [9]. Заметим, что на депортации одного нелегала транспортные расходы составляют около 30 тыс. руб. в большинстве случаев эти затраты погашаются за счет средств российских налогоплательщиков.

По данным Федеральной миграционной службы, в 2022 г. в Россию въехали 17 млн. 342 тыс. иностранцев, были поставлены на миграционный учет – 7 млн. 76 тыс. человек (в 2022 году — 15,9 млн. иностранцев, из них на миграционный учет встали 6 млн. 480 тыс. человек) [11]. Было выдано 1 млн. 274 тыс. разрешений на работу, для высококвалифицированных специалистов оформлено 156 тыс. разрешений на работу. За семь месяцев 2022 г. в РФ въехали 10 млн. 470 тыс. 414 иностранцев, были поставлены на миграционный учет 5 млн. 453 тыс. 137 человек. Выдано 770 тыс. 624 разрешения на работу, для высококвалифицированных специалистов — 73 935. Оформлено 1 млн. 646 тыс. 164 патента.

Вопросы миграционной политики имеют  не просто научный теоретический интерес, но и важный практический, прикладной характер. Более детальное исследование этого многофакторного феномена может стать важным вкладом в эффективное развитие не только отдельных государств, но и мира в целом, так как, управляя процессом «миграционная политика», общество создает необходимые механизмы и инструменты.

При этом общество не стоит на месте, оно развивается, образуя новые и пока неисследованные учеными изменения в миграционной политике. Однако до эталонного варианта миграционной политики еще далеко. На современном этапе требуется усиление роли общественных институтов за контролем миграционной политики.

Это становится чрезвычайно важной задачей, так как в современных условиях миграция работников высокой квалификации является основным  источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб.

  Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Например, отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности.

Необходимы содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, совершенствование процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам.

Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации. К примеру, А.В. Сухарникова приводит следующую статистику: «Преступность среди мигрантов в России давно превратилась в проблему. О негативном влиянии незаконной иммиграции на сферу правопорядка в России свидетельствуют следующее: согласно статистике МВД РФ за 2022 год, иностранцами было совершено 1,8 процента всех зарегистрированных в России преступлений. В январе 2022 года они совершили 2,3 процента преступлений. Особое беспокойство вызывает рост числа убийств и изнасилований, совершенных мигрантами в крупных городах. Так, в первом полугодии 2022 года каждое седьмое убийство и почти половина изнасилований в Москве совершены иностранными гражданами, в большинстве случаев находящимися на территории столицы нелегально. Общая численность преступлений, совершенных иностранцами, в 2008-2012 годах снизилась вдвое (с 16 до 8 тысяч), но в то же время выросла доля тяжких и особо тяжких преступлений» [12].

В проводимой миграционной политике особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной стратегии государства по регулированию миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, и с другой – использующих накопленный опыт и применяющих специфические технологии работы. Тогда от рассмотрения теоретических положений о миграции можно перейти к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики, в частности, миграционной политики  российского государства.

Список литературы:

  1. Василенко, П.В. Зарубежные теории миграции населения / П.В. Василенко // Псковский регионологический журнал. – 2013. – № 16. – С. 36-42.
  2. Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика / Отв. ред. В.И. Мукомель – М.: НП «Центральный Дом адвоката», Московское бюро по правам человека, «Academia», 2014. – 245 с. – Режим доступа:
  3. Метелёв, С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России: монография / С.Е. Метелёв. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 175 с.
  4. Прудникова, Т.А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты: монография/ Т.А. Прудникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – 151 с.
  5. Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». (Рыбаковский Л.Л., Ионцев В.А., Карачурина Л.Б. и др.) – М., 2001. – 175 с.
  6. Lee, Everest. A Theory of Migration // Demography. — 1966. — № 1. — Vol. 3. — P. 47-57
  7. Балашова, Т. Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов [Текст] / Т. Н. Балашова // Миграционное право. – 2007. – №1. – С. 19 – 21.
  8. Леонидова, Т. И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты [Текст] / Т. И. Леонидова // Миграционное право. – 2007. – № 1. – С. 22– 27.
  9. Миграционная ситуация в России/
  10. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2022 года //
  11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  12. Сухарникова, А.В. Незаконная миграция и иммиграционный контроль в России / А.В. Сухарникова // Электронный научный журнал «Пространство Закона (Terra Law)». – 2013. – № 2. – Режим доступа: type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» author=»Ахмедов Алишер Равшанович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2022-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Особенности миграционной политики в России

Миграционная политика – это одно из направлений демографической политики, совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционное движение населения. По мнению Л.Л. Рыбаковского, миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне управления идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых прежде всего государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагает достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества.

Западный опыт миграции не может быть непосредственно перенесен на российскую практику без учета особенностей отечественного социума, принципиально отличающего Россию от других стран.

На протяжении всей истории нашей страны русские люди мигрировали не в привлекательную Европу, а расселялись в необжитой Сибири, на Севере, опасном Юге. До начала ХХ века массовой эмиграции из России не было. А вот при Петре I и Екатерине Великой переселение иностранцев в Россию было частью целенаправленной миграционной политики.

Следует отметить, что отношение к иммигрантам в России на протяжении российской истории было благожелательным. Согласно Манифесту Екатерины II от 22 июля 2022 г. иммигранты освобождались от налогов и всякого рода повинностей. Вот отрывок из этого документа: «Всем иностранцам дозволяем в Империю нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех Наших Губерниях… Но чтоб все желающие в Империи Нашей поселяться видели, сколь есть велико для пользы и выгода беспрепятственно…не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию, никаких в казну нашу податей платить…». Свободный выбор места поселения, свобода вероисповедания, самоуправления, отсутствие необходимости выплачивать подати и налоги – ни в одной из европейских стран у эмигрантов не было таких преимуществ.

Активная миграция в европейские страны связана с революционными событиями в России. Первыми легальными гастарбайтерами во Франции были наши соотечественники, бежавшие после революции на Запад. Здесь они на абсолютно законных основаниях работали парижскими таксистами и рабочими на заводах Renault.

Трудовая миграция в России наиболее явно проявилась в конце 1990-х годов – начале 2000-х годов. Существенную роль в этом сыграло возникновение новых государств после распада СССР, сопровождавшееся появлением большого числа мигрантов – иностранных граждан. Одновременно на постсоветском пространстве начался активный процесс интеграции новых стран в мировую экономику, который обусловил отток финансовых ресурсов.

Впоследствии сложилась новая система регулирования миграционных процессов, предполагающая механизмы контроля внутренних миграций, сохранения населения в приграничных районах, сдерживание «утечки умов», неконтролируемого перемещения населения [12].

Так же в последнее время активно осуществляется государственная программа по переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом.

Основными целями этой программы является: 1) стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, 2) компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Чтобы достичь поставленные цели, нужно выполнить ряд задач:

1) создание политических, социально-экономических, организационных условий, включая обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества;

2) нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

3) формирование механизма организации добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, включая осуществление мониторинга состава возможных участников Государственной программы, разработку на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проектов соответствующих программ субъектов Российской Федерации (далее — региональные программы переселения), оказание содействия добровольному переселению участников Государственной программы в соответствии с условиями участия в ней, организацию работы с переселенцами в субъектах Российской Федерации;

4) обеспечение действенного государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев, выполнением ими взятых на себя обязательств и выполнением обязательств Российской Федерации [13].

Данная программа действует с 2022 года, за данный период в Российскую Федерацию переселилось тысяча семей. Народ в основном уезжает из бывших республик Советского Союза. Если бы данную программу приняли немного раньше, то и демографическая ситуация была немного иной. Переезд из другой страны в другой для человека это серьёзный шаг. Поэтому данное решение требует некоторого времени, вот поэтому данные задачи, условия были сформулированы Правительством РФ. Помимо этой программы выполняются и другие программы, в том числе направленные против незаконной миграции. Как известно Россия занимает второе место после США по количеству мигрантов. Конечно же, среди всех мигрантов присутствует высокая доля незаконных мигрантов. Как известно для России это актуальный вопрос. Поэтому в последние годы ужесточаются условия пребывания мигрантов в стране.

Но следует сказать, что жесткое ограничение миграционного притока или чрезмерное усложнение правил въезда, пребывания и трудоустройства может привести к росту незаконной миграции или очень скоро обернуться невозможностью покрыть дефицит кадров за счет привлеченных из-за рубежа кадров, поскольку мировой рынок труда становится все более конкурентным. А ограничение прав граждан на временное трудоустройство за рубежом скорее всего приведет к безвозвратному оттоку населения [14, Стр. 29 ].

От того, по какому сценарию будет развиваться в ближайшие десятилетия государственная деятельность в области управления процессами международной миграции, может зависеть судьба России – ее внутренне– и внешнеполитическая ситуация, ее мировоззренческий настрой, ее способность к модернизации и ускоренному экономическому росту, а значит, ее место в мировой экономической иерархии, геополитическое положение.

Таких сценариев может быть много – в зависимости от того, какие цели будут поставлены перед миграционной политикой и какие внутриполитические силы будут ответственны за принятие решений в миграционной сфере. Отбрасывая наиболее экстремальные варианты возможной трансформации миграционной политики (закрытие или, наоборот, открытие внешних границ для мигрантов), нам представляется, что наиболее реальных сценариев, действительно способных оказать влияние на будущее развитие России, два. Результат этих двух сценариев для будущего развития России будет принципиально разным.

Условно назовем первый сценарий «инерционным», второй – «стратегическим». Разграничительная черта между двумя этими сценариями пролегает в наличии/отсутствии последовательной политической воли, способной видеть в миграции важный ресурс развития России [14, Стр. 83-84].

В стране, которая занимает одно из ведущих мест по количеству мигрантов, пребывающих в стране очень актуально проводить миграционную политику. На самом деле миграционная политика – это одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Как известно страна наша испытывает демографический кризис, связанный с высокой смертностью и естественной убылью населения. Миграции в нашу страну некоторым образом меняют ситуацию в стране, регулируя численность населения. Но надо учитывать, что любая миграционная политика должна проводиться как в интересах переселенцев, так и в интересах тех, кто принимает их. То есть принимающая сторона должна обеспечивать всеми правами и их реализацию. В современное время проводиться политика по нелегальной иммиграции, что конечно негативно влияет внутрисоциальную обстановку. Рост преступности, связанная с нелегальной иммиграцией, имеет место в стране. В связи с этим в стране стоит остро проблема национализма, которая с каждым годом приобретает сильный характер. Миграционная политика должна направляться на достижение целей приобщения мигрантов к языку, истории, обычаям, духовной культуре, экономической сфере той страны, в которую они въехали.

В последнее время в России проводиться политика по возвращению соотечественников в страну. Политика в отношении соотечественников за рубежом – одно из приоритетных направлений современной миграционной политики, значимость которого предопределена историческими особенностями развития российского государства, равно как предопределена и юридическая неопределенность самого понятия «соотечественники за рубежом», апеллирующего в существующей своей трактовке к особенностям воспитания и мировоззрения людей, оказавшихся за пределами России – как на территории постсоветского пространства, так и за его пределами. От того, изменится ли его содержательное наполнение в результате законотворческой деятельности, зависят особенности и потенциальный масштаб реализации рассматриваемой в рамках данной работы Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Борьба с неблагоприятной демографической ситуацией идёт полным ходом, поэтому миграционной политике проводиться больше внимания.

Но миграционная политика должна проводиться с учетом мнения местных властей, а еще лучше – мнения граждан, которое должны выражать местные депутаты.

Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2022 год. (0.012 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Цели миграционной политики России

Сложная экономическая ситуация в мире, длящаяся уже несколько лет, стала причиной развития современных миграционных тенденций. Свою роль в этом процессе сыграли и локальные войны, вызвавшие отток населения из неблагоприятных районов. В связи с этим каждое государство вырабатывают свою миграционную политику на несколько лет вперед. В РФ она проработана вплоть до 2022 года.

Все о миграционной политике

Большая часть россиян мало задумывается о том, какой политике относительно мигрантов придерживается правительство. Хотя этот момент оказывает влияние на все факторы развития государства и жизнь каждого отдельного члена социума.

Государственная миграционная политика: формулировка и нюансы

Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.

МП затрагивает широкий перечень вопросов:

  • Пересечение границы;
  • Учет мигрантов;
  • Легализация иностранных граждан;
  • Получение гражданства;
  • Лишение гражданства;
  • Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
  • Организация занятости иностранцев;
  • Борьба с нелегальной миграцией.

Основная задача миграционной политики любого государства – защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.

Политика РФ допускает до 8 основных типов миграции:

  • Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
  • Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
  • Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
  • Трудовая;
  • Краткосрочная – имеет четко определенный период;
  • Миграция с целью получения права на ПМЖ;
  • Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
  • Образовательная.

Большую роль в миграционной политике любого государства играет трудовая миграция. Она существует в нескольких видах:

  • Организованная;
  • Сезонная;
  • Квотированная и так далее.

Миграционная политика всегда формируется с учетом разных факторов. Среди них определяющими считаются:

Вам также могут понравиться

  • Демографическое положение в стране;
  • Внешняя политика;
  • Интеграционные процессы;
  • Социально-экономическое положение.

Какие мероприятия входят в МП государства

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.

Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:

  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Как миграционная политика влияет на развитие страны

Сильнее всего миграционная политика влияет на 2 фактора:

  • Демографическая ситуация;
  • Темпы роста экономики.

В первом случае мигранты стабилизируют демографическую ситуацию в стране. В итоге рождаемость начинает превышать смертность в несколько раз. Если говорить о России, то она уверенно занимает 3 место в мире по количеству осевших мигрантов: они превышают уже 12 миллионов человек.

Кратко социальный портрет иностранцев можно составить несколькими пунктами:

  • Здоровые люди трудоспособного возраста;
  • Наличие среднего или средне-специального образования.

Большая часть мигрантов из ближнего зарубежья приезжает на заработки семьями. За последние годы среди иностранцев увеличилось количество женщин – до 20%. Все это приводит к тому, что в среде мигрантов появляются дети, становящиеся гражданами России и оказывающие прямое влияние на демографическую ситуацию.

Вам также могут понравиться

С экономикой вопрос обстоит немного сложнее. Специалисты склонны не выражать единого мнения относительно трудовой миграции и условно разделились на 2 группы:

  1. Первые придерживаются того мнения, что иностранцы, соглашающиеся на работу за любые деньги, тем самым понижают уровень заработных плат в стране. Это приводит к возникновению у граждан РФ трудностей с трудоустройством. Им приходится довольствоваться относительно низкой зарплатой;
  2. Экономисты из второй группы, напротив, уверены, что при отсутствии притока иностранных рабочих цены на многие товары и услуги существенно бы увеличились. Так как этот поток за последнее десятилетие увеличился в 11 раз, то резкого скачка цен можно не ожидать.

Усиление притока иностранцев однозначно положительно скажется на демографии и экономике страны, если правительство:

  • Ведет миграционную политику с учетом поддержки мигрантов;
  • Создает им условия для жизни;
  • Смягчает условия приобретения гражданства.

Нельзя не упомянуть и о социальной обстановке в стране. Мигранты часто становятся причиной возникновения напряженности, так как не могут социально адаптироваться в новых условиях. Более 76% россиян выступает за введение ограничений на въезд иностранцев в страну, что свидетельствует о неприятии действующей миграционной политики.

Какая миграционная политика проводится в РФ

Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:

  • Защита собственных граждан;
  • Отстаивание своих экономических интересов.

В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.

Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.

В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.

Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:

  • Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
  • Приоритет интересов граждан РФ;
  • Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
  • Сохранение и популяризация русского языка;
  • Организация правовой помощи мигрантам;
  • Препятствие маргинализации иностранцев.

В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.

Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.

Концепция государственной миграционной политики до 2022 года

Все нюансы МП РФ собраны в едином документе под названием «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2022 года”.

В концепции собраны:

  • Цели МП;
  • Мероприятия;
  • Регулирующие законодательные акты.

Изучить полную версию документа можно по ссылке legalacts.ru.

Концепция рассчитана на несколько этапов. Их общей целью являются:

  • Отсев мигрантов;
  • Создание системы предварительной подготовки к получению гражданства;
  • Ужесточение наказания за преступления, совершенные иностранцами, и нелегальную миграцию.

План мероприятий состоит из следующих пунктов:

  • Введение обязательных экзаменов (язык, правоведение, история);
  • Формирование общего банка отпечатков пальцев;
  • Разработка новых законов и внесение поправок в действующие.

Первые поправки будут внесены в нормативные акты:

  • «Об образовании»;
  • «О высшем и послевузовском образовании».

Особое внимание в концепции уделено трудовой миграции. Теперь иностранцы могут официально трудиться только после совершения ряда действий:

  1. Сдача экзаменов;
  2. Прохождение медицинского обследования;
  3. Оформление патента.

На все манипуляции отведено ровно 30 дней, в противном случае мигранту грозит существенный штраф (10000 рублей).

Основная цель разработанной концепции заключается в адаптации миграционной политики к:

  • Интересам работодателей;
  • Тенденциям социального и экономического развития;
  • Демографической ситуации.

Параллельно планируется усовершенствовать систему управления миграционными процессами.

Проблемы миграционной политики России

Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры – неэффективны.

К основным проблемам причисляют:

  • Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
  • Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
  • Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
  • Минимальное использование миграции для развития государства;
  • Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.

Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.

Реклама

Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 2022 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.

ФМП определяет основную цель миграционной политики – регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

Основные задачи миграционной политики (МП):

1) защита прав и интересов мигрантов;

2) развитие системы иммиграционного контроля;

3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;

4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;

5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

2) недопустимость дискриминации мигрантов;

3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;

4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф.:

I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:

1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;

2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;

6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;

2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.

III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:

1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;

2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;

3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;

2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ;

3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;

V. В области поддержки академической мобильности:

1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;

VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:

1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;

3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;

VIII В области противодействия незаконной миграции:

1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;

2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;

3) противодействие организации незаконной миграции;

4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Этапы реализации

I. (2012-2015 годы) планируется:

— разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

— создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

— проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;

— разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.

II. (2016-2022 годы) планируется:

— принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

III. (2022-2025 годы) планируется:

— оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

— уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: