Некоторые проблемы отказа от права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

1. Утратил силу с 1 января 2022 г.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 53 ЗК РФ

1. Определенное время процедура отказа от земельного участка была урегулирована недостаточно, несмотря на то что сам отказ имел весьма существенные правовые последствия. Утративший силу п. 1 комментируемой статьи указывал, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.

2. Поскольку бесхозяйной, по смыслу ст. 225 ГК, является вещь, не имеющая правообладателя, а именно вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, то право собственности на земельный участок, от которого собственник отказывается, может быть сохранено за ним только с момента подачи заявления и до постановки земельного участка на учет как бесхозяйной вещи. После постановки на учет право прежнего собственника на земельный участок прекращается.

Согласно ст. 225 ГК земельные участки как бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на участок.

Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

3. При отказе правообладателя от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельный участок продолжает оставаться в государственной или муниципальной собственности, но прекращает свое существование обременение этого участка правом отказавшегося от него лица.

Перечень документов, установленный п. 3 комментируемой статьи, в целом соответствует перечню документов, подаваемых лицом на осуществление государственной регистрации права на земельный участок (см. ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество). Можно предположить, что это связано с необходимостью впоследствии осуществить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права на земельный участок.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости согласно ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

4. Решение о прекращении права принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельного участка.

5. Пункт 5 комментируемой статьи стремится разрешить коллизию, суть которой сводится к тому, что пользователя земельного участка в целях реализации отказа от участка подчас принуждали осуществить государственную регистрацию права на участок, что приводило к необоснованным издержкам со стороны пользователя.

6. Комментируемым пунктом установлена норма, на основании которой предусматривается согласование действий органов государственной власти в случае отказа лица от права на земельный участок.

Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2022 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

См. все связанные документы >>>

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2022 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ <1>.

———————————

<1> См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2022 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2022 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2022 г. по 1 ноября 2022 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Основания прекращения права постоянного пользования участком, права пожизненного наследуемого владения участком

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Основания прекращения права постоянного пользования участком, права пожизненного наследуемого владения участком

Основанием для прекращения прав пользования может стать отказ гражданина от права владения землей.

Земельным законодательством предусмотрено множество различных способов управления и владения земельными территориями, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Максимальную выгоду пользователи участков могут получить при наличии законного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также наличии права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Однако в некоторых случаях возникает необходимость для добровольного отказа от права использования земли или же возникают серьезные основания, чтобы лишить такого права пользователя в принудительном порядке. Поэтому стоит знать все особенности совершения таких манипуляций с землей согласно земельному законодательству.

Повод для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Любой гражданин, который получает право постоянного (бессрочного) использования земельного участка или же пожизненного владения земельной территорией, получив ее в наследство, может добровольно отказаться от своих прав на участок.

В таком случае основанием для прекращения прав пользования станет отказ лица от права владения.

Данная процедура осуществляется путем подачи соответствующего заявления законным собственником конкретной территории, в котором указано желание отказа от права владения. Обращаться с такой документацией необходимо в государственный орган, который специализируется на проведении регистрации законных прав на любое недвижимое имущество, а также производит контроль данных сделок.

После подачи заявления право собственности на земельный участок прекращается с момента государственной регистрации факта прекращения соответствующего права. На основании составленного заявления государственный исполнительный орган или учреждение местного самоуправления в течение тридцати дней должен принять решение о прекращении права пользования землей.

Документы, необходимые для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Для принятия положительного решения о прекращении постоянного (бессрочного) права на использование земельного участка или права пожизненного владения территориями, которые получаются гражданами в качестве наследства, важно предоставить в исполнительный орган пакет необходимых документов:

  • заявление с добровольным отказом от законного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физического лица), подтверждающего государственную регистрацию организации (для юридического лица);
  • кадастровый паспорт земельного участка, если в государственном кадастре присутствуют данные о таком участке и их достаточно для получения кадастрового паспорта;
  • документы, которые удостоверяют право собственности на землю;
  • копия решения исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления о факте предоставления земельной территории, если отсутствуют бумаги, удостоверяющие право на участок.

Важно запомнить, что указанный перечень документов запрашивается у заявителя только в том случае, если они отсутствуют в архивах ответственных органов государственной власти.

Основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Помимо случаев добровольного отказа от использования земли на постоянной основе или же в случае наследуемого владения, могут возникнуть серьезные основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:

  • При ненадлежащем или нецелевом использовании земельной территории, что может заключаться в грубом нарушении правил грамотной эксплуатации, а также отступлении от целевого предназначения, а также случаях, последствиями которых является снижение плодородных свойств или очевидное ухудшение экологической обстановки территории;
  • При существенной порче земли, а также несоблюдении правил по выполнению мероприятий для улучшения свойств земли и охраны почвы;
  • В случае неисполнения предусмотренных законом обязанностей, которые предусматривают приведение земли в пригодное для использования состояние;
  • В случае неиспользования территории, предназначенной для выполнения сельскохозяйственных работ, организации производства или жилого строительства, в предусмотренных законом целях в течение трех или более лет. Данный срок исключает период, необходимый для освоения территории, или же период, в течение которого происходили стихийные бедствия;
  • При наличии фактов систематической неуплаты земельного налога, что является налоговым нарушением. Подобные действия подлежат налоговой санкции и облагаются соответствующими денежными штрафами;
  • В момент изъятия территории для любых государственных или муниципальных нужд, случаи которых предусмотрены действующим законодательством.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Законное прекращения предоставления права пожизненного наследуемого владения территориями или же права бессрочного использования участка возможно при возникновении серьезных оснований, предусмотренных действующей законодательной базой в сфере земельных отношений.

Подобные манипуляции возможны при наличии соответствующего судебного акта, который выносится в результате судебного производства. В соответствующем судебном заключении должны указываться все основания, которые стали причиной лишения права владения земельной территорией.

Важным нюансом подобных судебных производств является отсутствие факта устранения возможности эксплуатации земельной территории после назначения какого-либо административного наказания.

Судебный процесс по изъятию земельных участков из бессрочного пользования и владения на основе права наследования возможен после получения полной достоверной информации о фактах нарушения правил использования земли.

Необходимо также предоставление документов, предусмотренных законодательством, которые позволяют вынести справедливое судебное решение и осуществить кадастровые работы. После вынесения решения суда о прекращении права использования территории на постоянной основе, соответствующий договор подлежит обжалованию в судебном порядке.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком государственным и муниципальным учреждениям

В случае возникновения оснований, предусмотренных законом, прекращается право использования земель не только у физических лиц и частных владельцев, но и у всевозможных организаций, а именно:

  • государственных учреждений;
  • муниципальных заведений;
  • казенных предприятий.

Исключениями в данном случае являются государственные академии наук и их подведомственные организации, которые созданы академическими заведениями.

Решением подобных вопросов занимаются государственные исполнительные органы или учреждения муниципального самоуправления. После обработки документации государственный орган обязуется сообщить о прекращении права использования земельного участка.

Таким образом, существует определенный перечень оснований, которые могут стать поводом для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Владелец и пользователь земли может добровольно отказаться от имущества или же в принудительном порядке утратить свое право на распоряжение земельным участком.

Вопрос-ответ

Оформление в собственность ЗУ

Добрый день. Моему супругу при жизни администрацией был выделен участок на праве бессрочного пользования под строительство спортзала. В 2022 году он умер, я унаследовала спорткомплекс, снесла его и построила здание. Выяснилось что я не могу получить зеленку на здание без документов на землю. Этот участок так и числится за покойным супругом на праве бессрочного пользования, есть свежая выписка из администрации. Как я могу выкупить или переоформить этот участок на себя? Возможно ли это?

Загидат01.09.2022 09:31

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Для полноценного ответа на Ваш вопрос необходимо ознакомиться со всеми  обстоятельствами дела.Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП_50%» скидка 50 процентов.

адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18

или по телефону +7 (499) 229-84-53

Либо  Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес:
[email protected]

Сазонов Сергей Владимирович19.09.2022 10:47

За более подробной консультацией  Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП_50%» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (499) 229-84-53 адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18 [email protected] http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Ломов Владимир Валерьевич20.09.2022 00:00

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: